Вы здесь

ОНЛАЙН - ОБЩЕНИЕ С ПЕДАГОГМ - ПСИХОЛОГОМ

12
Апр
"... Из того, как общество относится к к инвалидам,
 делают выводы о том, насколько оно цивилизовано.
 И Россиии здесь есть чему учиться".
В.В.Путин

 
 
Консультация для родителей на тему
«Что мы знаем об инклюзивном дошкольном образовании»
 
  Термин «инклюзия» был введён в 1994г. Саламанкской декларацией о принципах политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
    Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДО.
   Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
    При инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребёнка с ОВЗ в жизнь группового сообщества других детей.     Однако следует заметить ряд факторов, мешающих введению инклюзии в образовательные учреждения:
- организация инклюзивного образования во всех субъектах требует привлечения в образовательные организации большого числа специалистов (дефектологов, логопедов);
- неравномерно распределены центры развития и коррекции, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ОВЗ;
- отсутствует толерантное отношение населения к детям-инвалидам, т. е. наблюдается психологическая неготовность общества относится к детям с ОВЗ как к его полноправным членам.
   В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
- с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие),
-нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие),
-тяжёлыми нарушениями речи,
-нарушениями опорно-двигательного аппарата,
-задержкой психического развития,
-нарушениями интеллектуального развития,
-нарушениями эмоционально-волевой сферы,
-комплексными (сложными) нарушениями развития.
    Для таких детей разработана Концепция Программы, где включены принципы инклюзивного образования:
-индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания);
-поддержки самостоятельной активности ребёнка;
-активного включения в образовательный процесс всех его участников;
-междисциплинарного подхода;
-вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
-партнёрского взаимодействия с семьёй;
     Таким образом, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, подразумевающий его доступность для всех.
     С чего же начать, если ваш ребёнок с ОВЗ?
Важно понять, что вы не первые, кто столкнулись с такой ситуацией. Всё зависит от вас и вашей позиции. Успешные семьи занимают активную жизненную позицию: активно изучают проблему, используя разную литературу, взаимодействуют со специалистами, знакомятся с детскими садами, куда лучше вести ребёнка.
    Переживания в данной ситуации неизбежны, но нужно верить, что ситуация решаема, а её решение зависит прежде всего от вас. Признайтесь себе, что растить «особого» ребёнка – это труд, и трудиться придётся много и терпеливо в течение длительного времени. Усилия, вложенные в развитие ребёнка, никогда не бывают напрасными. Как бы глубоко ни поглотила вас проблема в развитии вашего ребёнка, не подчиняйте ей всё своё жизненное пространство. Не оставляйте свою работу. Старайтесь быть успешными, самореализованными в профессии. Ребёнок должен видеть рядом с собой жизнерадостных родителей. Это формирует положительные установки ребёнка в отношении окружающего мира.
 
Рекомендации для родителей, воспитывающих «особого ребёнка».
 
  Эти рекомендации позволят вам помочь сохранить здоровую атмосферу семьи, воспитывающей «особого» ребёнка. 
1. Семейная атмосфера пессимизма и безнадёжности – главный враг вашего ребёнка, страшная разрушительная сила для всей семьи. Вы должны достойно принять особую жизнь, понимая, что ограниченность, умноженное на ваше отчаяние, приведёт к ущербности всех членов семьи, к её распаду и отдалению родственников. Начните с вашего собственного настроения. Заставьте себя понять, что от вас зависит общая атмосфера в доме. «Особый» ребёнок не может развиваться, ощущая безнадёжность, понимая по мере взросления, что он поселил в доме горе. Его страдания от возможного понимания себя как источника проблем для окружающих усилятся во много раз. Воспринимайте сами и учите своих близких видеть то, что он пришёл в мир, чтобы жить среди людей, он имеет он право на свою особую жизнь, а вы призваны ему помогать. Ваш ребёнок может иметь заниженную или совсем низкую способность к обучению и запоминанию. Но будьте уверены, что тепло семейного окружения он прочувствует каждой клеточкой своего тела. Вводите ребёнка в жизнь семьи по мере его восприимчивости. Пусть он видит, что вокруг живут другие люди и у них тоже есть своя жизнь, свои потребности.
2.Учите ребёнка состраданию. Не бойтесь показать ему, что и другие нуждаются в помощи и заботе, притом не только с вашей стороны, но и с его стороны тоже. Пусть он привыкает к проявлению человеческого внимания. Вы должны понимать, что дети, оторванные от проблем взрослого мира характеризуются не только замедленным развитием, умственной отсталостью, но и эмоциональной неразвитостью. Поэтому так важно для «особого» ребёнка, получая ласку и внимание, видеть, что такая же забота проявляется в семье о других её членах. Необходимо научить его выражать своё сострадание в любой приемлемой форме.
 3.Вы - родители «особого» ребёнка. Ваша жизнь осложнена необходимостью постоянно анализировать каждую конкретную ситуацию. Никогда не спешите делать выводы и принимать решения.
Обдумайте каждое конкретное действие ребёнка, вычлените то, что связано с его физическим самочувствием, и то, что стало следствием влияния окружающих. Если трудности вызваны болью, вам поможет врач и ваши знания медицины. Но это могут быть и проявления особого характера ребёнка, здесь будет нужна помощь психолога. Если его не окажется, лучшим помощником станет семейный совет. Несомненно, родители и взрослые дети могут сами принять разумные решения, как вести себя с «особым» ребёнком. В этом деле важен общий контакт, общий стиль отношений и недопустимо разногласие, когда один член семьи проявляет по отношению к
«особому» ребёнку строгость, а другой – вседозволенность.
 4.Будьте готовы к совместному семейному труду, чтобы сдвинуть с мёртвой точки диагноз ребёнка. Нельзя взваливать весь груз помощи ребёнку на одного человека. У каждого здорового члена семьи
должны существовать свои обязанности. А тот, кто нуждается в особой заботе, по мере своего развития, должен усвоить круг личных обязанностей, связанных с самопомощью. Каждый умеет делать то, что делают остальные члены семьи. Это особое правило для всех. Родители, братья, сёстры владеют навыками и приёмами помощи и самопомощи при проявлениях болезни, понимают язык и форму общения, доступную «особому» ребёнку, принимают его неестественные телодвижения, умеют передавать эмоции в форме, доступной и для «особого» ребёнка и т. п.  При недоступности деятельности или физической ограниченности ребёнок должен понимать, что и почему делают другие. Но здесь в силу вступает новое очень сложное правило.
5.Семья принимает «особого» ребёнка как полноправного члена семьи. Объясняя и показывая, как делают папа, мама, брат, сестра, будьте осторожны, чтобы не утвердилось у него в сознании: «Я- не полноценный, все делают правильно и хорошо, а я плохо». Прививать надо другое: «Я делаю по-своему, у меня тоже получается,
я вижу, я понимаю». Помогите ребёнку не бояться того, что он не умеет делать. Он очень нуждается в ощущении своей силы, смелости, необходимости.
6. Не считайте проявление отрицательных качеств, таких как упрямство, агрессивность, замкнутость, несобранность, необщительность, только следствием «особого» состояния ребёнка. Причины таких
проявлений поищите сначала в своей семье: всегда ли спокойны и доброжелательны члены семьи? Включен ли ребёнок в общение или ему приходится наблюдать? Только наладив Внешнее окружение, думайте о том, как исправить поведение ребёнка.
 Обязательно приобщайте к жизни семьи родственников: и взрослых, и детей. Подружитесь с семьями, имеющими детей с аналогичными особенностями развития.
Ничего в жизни, связанной с «особым» ребёнком, нельзя воспринимать как данное, без изменений, остановившееся в развитии.